Столица монгольской империи Каракорум уже давно привлекает к себе внимание ученых. Ей посвящены многочисленные исследования историков и археологов, опубликованные на русском и иностранных языках.
Каракорум представляет огромный интерес как единственный крупный город, существовавший в Монголии с начала XIII века.
Два вопроса, связанных с Каракорумом, долгое время обсуждались наукой: определение точного местоположения города и год его основания.
Существовавшая обширная литература называла пять различных мест. Согласно старинным китайским источникам, знаменитый город должен был находиться в долине р. Орхона. Однако установить точное положение Каракорума представлялось очень трудным.
Эту задачу решили русские ученые.
Где находится город Каракорум?!
Работая над переводом монгольской летописи «Эрдэнийн эрихе», известный русский монголист проф. А. М. Позднеев нашел в ней конкретное указание о местоположении Каракорума, а именно — возле старейшего монгольского монастыря Эрдени-цзу (перевод опубликован в 1883 г.).
В пояснениях к переводу летописи А. М. Позднеев писал: «Это последнее сочинение («Эрдэнийн эрихе».— Н. Щ.) еще точнее определяет место построения Эрдэни-цзу, именно у горы Шарга, ачжирга и говорит, что монастырь этот возведен был на месте развалин того города, который был построен Угэдей-ханом и служил его резиденцией ; впоследствии будто бы этот город был подновлен и жил в нем изгнанный из Китая То- гон тэмур, но после Тогон тэмура город этот опять таки пришел в развалины. Вот оно и местонахождение Каракорума! ».
Таким образом, честь теоретического открытия местоположения монгольской столицы принадлежит А. М. Позднееву.
Каракорум основал
Практически Каракорум открыт был в 1889 году русским путешественником-археологом Н. М. Ядринцевым, который, следуя указаниям А. М. Позднеева, нашел этот таинственный город в верхнем течении реки Орхона у монастыря Эрдени-цзу, к юго-востоку от бывшей уйгурской столицы Карабалгасуна.
Каракорум фото:
Большой интерес представляет предположение крупнейшего исследователя Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло о том, что орда ханши, которую посетил в свое время Чан Чунь (см. выше), и была Каракорумом. Палладий Кафаров также считал, что Каракорум был первоначально одною из орд Чингис-хана.
Эти предположения интересны в связи с выяснением названия города и даты его построения.
В различных произведениях монгольская столица называется по-разному. В старинной китайской литературе город именуется Холин, Хоринь, Хэлинь, Хэ-нин. Средневековые путешественники-европейцы называли его Каракарон, Кара-Корум, Кара-Куран, Каракурен. По-монгольски название города произносится как Хара-Хорин, Хара-Хорум.
Рашид-ад-дин утверждал, что Каракорум получил свое имя от названия соседней горы.
Однако более вероятным кажется иное происхождение названия города. Каракурен (монгольское Хара-хурен) переводится как «Черный лагерь» или «Черный курень». Под этим именем монгольская столица была известна и в литературных источниках. Это название могло сложиться, чтобы обозначить скопление в одном месте множества «черных телег». Чан Чунь, посетивший в XIII веке орду ханши, именно и отметил, что «на южном берегу реки были тысячи телег и юрт». В связи с этим предположение Грумм-Гржимайло, что Каракорум и орда ханши суть одно и то же, представляется весьма вероятным.
Дата построения монгольской столицы являлась долгое время спорной…
Китайские и персидские источники сообщали, что весной 1235 года Угэдей-хан обнес Хоринь стеной и устроил дворец. Это дало повод многим ученым считать, что Каракорум был построен в 1235 году, тем более, что в старинных биографиях Чингис-хана Хоринь не упоминается.
Однако, начиная с XVIII века, многие русские ученые утверждали, что монгольская столица основана не Угэдей-ханом, а Чингис-ханом.
На стр. 325 этого интересного произведения, при описании Халхасской Орды, мы находим: «Из сей орды был славной Чингис Хан, и он в 15 году своего царствования (1220 г.) восстановил в сей орде столицу свою».
Таким образом, русские ученые Леонтиев и Бичурин, опираясь на ки-тайские источники, определили не только время построения Каракорума (при Чингис-хане), но и точную дату его возведения (1220 г.).
В «Записках о Монгольских кочевьях» (Мэн-гу-ю-му-цзи), изданных в Китае в 1867 году, на стр. 382 имеется подтверждение этому: «В надписи на памятнике, воздвигнутом в Син-юань-гэ, помещенной в Сборнике Сюй- ю-жэня (1341 г.), мы находим следующее: в 1220 году Темучин основал столицу в Хорине. Постройка дворцов и кумирень была только начата при Огодае (Угедее) и продолжена Сянь-цзюном (Мункэ)»…
Каракорум столица Монгольской Империи
История Каракорума и его архитектуры в самом кратком изложении представляется нам так.
Осенью 1203 года Чингис-хан, нанеся жестокое поражение племени кереитов, овладел бассейном р. Орхона. В этой центральной части Монголии, на склонах Хангайского хребта, расположены лучшие пастбища, издавна привлекавшие к себе кочевников. Обосновавшиеся здесь после уйгуров кереиты, вероятно, имели тут свою орду, которая и была захвачена Чингис-ханом.
Это дало повод Марко Поло думать, что Каракорум существовал и до монголов. Он писал: «Город Каракорон в окружности три мили, им первым овладели татары, когда вышли из своей страны».
Нам представляется, что на месте орды кереитов Чингис-хан первоначально основал временную орду для своей первой жены. В центре орды возвышались ханские шатры и юрты. Возможно, что уже в это время появились в орде и первые капитальные постройки. Орда получила название «Черный лагерь», китайцы стали называть ее Хоринем.
Познакомившись со столичными городами завоеванных стран, Чингисхан дал в 1220 году указание учредить на месте «Черного лагеря» — орды любимой жены — столицу монгольской империи.
Однако, отдавая все свое время грабительским войнам, Чингис-хан, видимо, не имел возможности уделить должное внимание строительству Каракорума, которое после его смерти (1227 г.) было продолжено вторым императором Монголии — Угэдей-ханом. Захваченных в плен во время походов в Китай и Среднюю Азию мастеров и ремесленников направляли в Монголию, так как сами монголы, прирожденные кочевники, не имели навыков в строительстве капитальных зданий.
Рашид-ад-дин указывал, что монголы при взятии Ургенча «выгнали в степь сразу всех людей, отделили от них около ста тысяч ремесленников и послали (их) в восточные страны»
Описывая разграбление войсками Чингис-хана Газны, персидский летописец отмечал: «…предал избиению и разграблению Газну, отослал в восточные города (разных) искусников и ремесленников, а прочих сразу перебили, город же разрушили».
В это время в Средней Азии и Китае строительное искусство находилось на высоком уровне, поэтому возможно, что значительную часть пленных мастеров составляли строители. В 1234 году по приказанию Угэдей- хана в Каракоруме китайскими мастерами был воздвигнут императорский дворец, который располагался в юго-западной части города. По данным Н. М. Ядринцева, он назывался «Дворцом Общего Мира», или Ван-Он- Кунг. Весь дворцовый комплекс был обнесен стеной, отделяющей его от города.
Рубрук подробно описывает это дерево: на ветвях его сидели позолоченные змеи, из пасти которых лилось вино и другие напитки.
Аархитектура дворца представлялась художнику как смесь китайского зодчества с европейским. В этом нет ничего удивительного, так как на строительстве могли работать мастера из различных стран. Рубрук, например, застал в Каракоруме множество пленных мастеров разных национальностей. При дворе Мункэ-хана он видел венгров, англичан, французов и даже русского архитектора!
По данным современных раскопок, дворец, представлял собой здание размерами в плане 40X70 м. Кровля и верхнее перекрытие этого дворца опирались на 64 деревянных колонны, поставленных на массивные гранитные базы.
Сочетание деревянной колонны с каменной базой показывает, что при строительстве были использованы традиции китайского зодчества.
Пол во дворце был выстлан зелеными глазурованными плитками, крыша была выполнена из черепицы зеленого и красного цветов.
В 1235 г. Каракорум был обнесен стеной — вероятно глинобитной. Рубрук писал: «Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот». У Марко Поло сказано: «Он (Каракорум — Н. Щ.) весь построен из дерева и глины и окружен земляным валом, ибо камень редок в этих местах».
До нашего времени городская стена монгольской столицы дошла в виде невысокого вала, окружающего вытянутый с юга на север прямоугольник длиной в 2 и шириной в 1 км.
Центральная часть Каракорума была застроена каменными зданиями, которые образовывали несколько улиц. Центральные кварталы города окружали площадки, предназначавшиеся для размещения на них юрт. Подобное планировочное решение (сочетание монументальной застройки с площадками для юрт) позже встретится и в некоторых монастырях, которые стали сооружать в Монголии после XVI в.
По данным Рубрука, в городе находилось 12 храмов, в большинстве своем, вероятно, буддийских, но среди них были также две мечети и даже одна христианская церковь (известно, что Чингис-хан рекомендовал своим преемникам не оказывать предпочтенья никакой религии).
В 1256 году, в конце царствования Мункэ-хана, в Каракоруме был воздвигнут огромный буддийский храм. Его описание приводится в «Мэн-гу-ю-му- цзи» и представляет для нас значительный интерес: «…в 1256 году построена была громадная пагода с пятиэтажным теремом на ней, высотою в 300 фут (чи), в нижнем этаже которого с четырех сторон было по комнате, в 7 звеньев каждая, вокруг которых были расположены изображения будд в порядке, указанном в священных книгах. В 1341 году император Шунь-чжи (Тогон-Тимур) приказал начальнику дворцовой строительной палаты Путашири и бэйлинскому (хориньскому) губернатору принять в исключительное заведывание обновление этой пагоды.
Она вся была покрыта золотою краскою и издавала ослепительный блеск. Карниз внутри терема шел от потолка уступами в виде ступеней крыльца
Лакировка и штукатурка ея отличались прочностью и красотою. Этому терему императором дано было название Син-юань-гэ»
Как видно из приведенного, в Каракоруме существовали буддийские шрамы значительной высоты.
Очень интересно упоминание о «дворцовой строительной палате», создание которой, вероятно, было продиктовано большим размахом строительства. В XIII веке, во время царствования первых четырех монгольских императоров, строительство шло не только в самом Каракоруме, но и в его окрестностях.
По данным Н. М. Ядринцева, «…в 1236 г. император (Угэдей-хан — Н. Щ.) перешел жить в другой дворец Кио-Киан-Тиса, в 70 ли к северу от Холина, где был город Фулин. В следующем году, составлен был план дворца в 30 ли от Холина. Здесь учреждено было областное правление, перенесенное потом в Холин».
До конца царствования Мункэ-хана (1258 г.) степная столица Монголии играла огромную политическую роль. Здесь побывали виднейшие по-литические деятели того времени и в том числе выдающийся политик и талантливый полководец Руси Александр Невский.
Смерть Мункэ-хана (1258 г.) существенно повлияла на судьбу Каракорума. Брат Мункэ-хана Хубилай находился в это время в восточном Ча- харе, в своей резиденции Шанду и вскоре объявил себя императором, не дожидаясь решения съезда монгольских князей.
Его младший брат Эрэ-бугэ оставшийся в Каракоруме, восстал против самозванца и, созвав своих сторонников, также провозгласил себя великим ханом империи. Каракорум становится центром восстания.
В 1260—1261 годах войска Хубилая взяли город, частично разрушив его. Усыпив бдительность Хубилай-хана своим мнимым раскаянием и заставив победителя вернуться в Шанду, Эрэ-бугэ в конце 1261 года неожиданно напал на Каракорум и, уничтожив гарнизон, снова захватил город. Хубилай-хан окружил Каракорум и дал указание прекратить подвоз продовольствия. В долине Орхона начался голод, и повстанцы были вынуждены оставить степную столицу.
С 1260 года временной столицей Хубилай-хана была его резиденция Шанду. В 1264 году, после упрочения Юаньской династии, император официально перенес столицу в Дайду («Главная столица»), переименованную впоследствии в Пекин. Каракорум был превращен в обычный губернский город, для него наступила полоса запустения и медленного угасания.
Марко Поло, посетивший при Хубилае Монголию, писал о Каракоруме: «Вблизи города расположен очень обширный форт, в котором находится прекраснейший дворец — местожительство управителя города». Вероятно, крепость была построена при основании воеводства, в ней, помимо гарнизона, размещалась и резиденция губернатора.
В 1275—1294 годах город неоднократно становился местом военных столкновений между войсками Хубилая и внука Угздея, Хайду, претендовавшего на престол.
Император Тогон-Тэмур (1333—1370 гг.) решает провести восстановление степной столицы, сильно разрушенной к тому времени». В 1341 году он приказывает начать реставрацию крупнейшего буддийского храма Син- юань-гэ, построенного еще при Мункэ-хане.
Восстановительные работы начинаются именно с буддийских храмов, так как буддизм еще при Хубилай-хаке был объявлен государственной религией.
Имеются данные, что в Каракоруме в XIV веке существовало значительное число буддийских храмов. В связи с этим представляют интерес старинные монгольские надписи на обломках каменных плит, которые были обнаружены в 1926 году советскими учеными в ограде монастыря Эрденицзу, сооруженного в XVI веке на месте Каракорума. Несмотря на фрагментарность надписей, относящихся ко времени Тогон-Тэмура (1333— 1367 гг.), изучение их дает возможность сделать выводы, что в Каракоруме имелись большие буддийские храмы.
Для буддийского духовенства было сооружено сто двадцать зданий, что указывает на значительное количество монахов, живших в Каракоруме. В надписях приводится описание громадного храма («он высок подобно горе, он подобен горе Grdhrakuta…») —возможно, речь идет о храме Син- юань-гэ
В 1368 году китайский народ изгоняет Тогон-Тэмура из Пекина. Его сын и преемник Биликту-хан (1370—1378 гг.) окончательно оставляет Китай и объявляет своей столицей Каракорум. Начинается возрождение степной столицы. По имеющимся данным, Биликту-хан не только обновил старый город, но и построил новый город, который он расположил также в долине Орхона.
С конца XIV и в течение XV века Каракорум был столицей потомков Тогон-Тэмура, которые получили у китайцев название «малых ханов». У нас нет материалов, дающих представление об архитектуре Каракорума в этот период. Можно лишь предполагать, что значительных по объему храмов в городе не возводили, так как буддизм в это время не имел широкого распространения.
В 1380 году китайская армия вторглась в Монголию и, заняв Каракорум, сильно его разрушила.
Непрерывные междоусобные войны монгольских феодалов приводят к постепенному уничтожению большинства городов Монголии. Этой участи не избегнул и Каракорум, который в XVI веке был окончательно разрушен.
Последнее упоминание о городе встречается в описании походов пред-водителя южных монголов Алтан-хана, «отнявшего в 1552 г. у ойратов (западных монголов) захваченный ими город Каракорум»
Заканчивая краткое изложение истории монгольской столицы, необходимо сделать следующие выводы.
Столица Монгольской империи
Каракорум являлся крупным политическим центром во времена первых четырех ханов Монголии и особенно в период с 1235 по 1259 гг.
«Построение столицы Каракорум на р. Орхоне нельзя считать признаком подъема страны, так как это был город, обслуживающий своим ремеслом и торговлей нужды только династии и двора, а не народа». Каракорум в основном был построен руками пленных мастеров из Китая и Средней Азии, что несомненно повлияло на характер его архитектуры.
«Изучение находок, сделанных в Каракоруме, заставляет прийти к выводу, что при его постройке и в его культуре, особенно в первоначальный период, значительную роль сыграли традиции старой культуры уйгурских городов IX—XIII вв. Однако с самого же начала культура Каракорума отличается тем, что она складывается из различных элементов, взятых из тех стран, которые монголы завоевали».
Дошедшее до нас описание архитектуры Каракорума и материалы раскопок показывают, что национальное зодчество монголов шло другим путем, развиваясь по линии сборно-разборной архитектуры; монументальных сооружений в обычном смысле этого слова почти не возводилось.
Образование Монгольской империи способствовало расширению связей между Европой и Азией, между Средней и Центральной Азией. В период XIII—XIV веков Монголия и Китай имели сношения с такими странами, как Русь, Иран, Азербайджан, Индия и т. д.
Материальная культура покоренных монголами стран, несомненно, влияла на развитие культуры самих завоевателей.
В XIII—XV веках глубокое воздействие оказывала древнейшая культура китайского народа. После образования Юаньской династии традиции, занесенные в Китай монголами, быстро растворились в многовековой и более высокой культуре китайского народа. Поэтому архитектура и искусство Юаньской империи являются продуктом китайской, а не монгольской культуры, хотя власть в Китае принадлежала в это время монгольской феодальной аристократии.
Однако следует отметить, что в самой Монголии культура монгольского народа продолжала жить на протяжении всей истории Чингисидов, включая и Юаньский период.
Такой устойчивости национальных традиций способствовал постоянно сохранявшийся уклад кочевого, скотоводческого хозяйства. Этим, в частности, можно объяснить то явление, что архитектура монгольского народного жилища — юрты — в принципе оставалась неизменной в течение многих веков. И, действительно, ведение кочевого скотоводства в то время было немыслимо без наличия легкого портативного жилища.
Характерно, что после многолетних междоусобных войн, начавшихся в Монголии вслед за падением Юаньской династии, юрта оказалась почти единственным образцом монгольской архитектуры XIII века, переданным в наследство последующим поколениям монголов.
Захватнические войны Чингис-хана и его потомков, проводимые в интересах феодалов, принесли монгольскому народу лишь разорение и послужили причиной застоя в развитии культуры Монголии.
Возможно Вам будет также интересно ознакомиться с информацией , опубликованной в статье Монголия сегодня фото
До встречи на страницах сайта АВИАМАНИЯ !!!